Дайте характеристику Корень – орган минерального питания растения



12 годов назад от Либералоконсерватосоциалистэсер

2 Ответы

0 голосов
Корень - подземный орган. При помощи его растение укрепляется в почве, поглощает из не воду и растворенные минеральные вещества, которые затем поступают в надземную часть растения. Корень служит местом отложения запасных питательных веществ, а также может быть органом размножения благодаря придаточным почкам, образующимся на нем.
Корневая система, т. е. совокупность всех корней, образуется из первичных корешков зародыша семени или из корневых зачатков перицикла стеблей или корней. В первом случае вначале развивается главный корень. Он ветвится. Боковые корни, которые отходят непосредственно от главного (центрального) корня, называются корнями первого порядка. От них отходят корни второго порядка и т. д. Если главный корень в дальнейшем сохраняется, и продолжает расти и развиваться, то такая корневая система называется стержневой. Она характерна для мака, резеды, дельфиниума летнего, люпина и др. Стержневая корневая система образуется главным образом у двудольных растений. Если главный корень отмирает или перестает расти и от его основания отходят придаточные корни, корневая система называется мочковатой. Такие корни свойственны луковичным растениям (нарциссам, тюльпанам) , гвоздике, астрам, некоторым пальмам и др. У всех растений, выращенных вегетативным способом (из листа, черенка, бульбочки и т. д. ) , главный корень отсутствует, развиты только придаточные корни. При пикировке или пересадке растений умеренным укорачиванием (прищипкой) главного корня усиливают рост боковых корней, добиваясь образования боле мощной и разветвленной корневой системы. Некоторые растения (лианы, орхидеи, ароидные) имеют воздушные корни, свисающие вниз, которые способны впитывать влагу из окружающего воздуха. У плюща и ряда других растений придаточные корни играют роль присосок или прицепок, которыми растение прикрепляется к опоре. Вблизи кончиков молодых корней находятся мельчайшие корневые волоски. Именно через них растение поглощает из почвы воду и минеральные вещества. При пересадке растение страдает в основном от потери корневых волосков, так как без них не может полностью обеспечить надземную часть влагой и питательными веществами. Корневая система своими разветвлениями охватывает значительный объем почвы и по размерам во много раз превышает надземную часть растения. Это дает ему возможность поглощать из почвы то большое количество воды и питательных веществ, которые необходимы растительному организму. Корням, как и любой другой живой части растения, свойственно дыхание, т. е. поглощение кислорода из находящегося в почве воздуха и выделение (в среду углекислого газа. Для нормального функционирования корней необходим свободный доступ воздуха в почву из атмосферы, т. е. газобмен. Поэтому почва должна быть всегда рыхлой, иметь мелкокомковатую структуру, хорошо пропускающую воздух. Создания подобной структуры достигают внесением органических удобрений, правильным соблюдением культуроборотов и своевременной обработкой почвы. Большое значение имет рыхление верхнего слоя почвы, особенно после сильных дождей и обильного полива, вызывающих уплотнение.
Каждое растение обладает избирательностью поглощения солей из почвенного раствора. Разные виды извлекают из почвы неодинаковые количества одних и тех же солей. Поэтому нельзя в течение нескольких лет возделывать на одном и том же месте какую-либо одну культуру.
На корнях бобовых растений образуются мелкие округлые наросты - клубеньки. Появление их связано с жизнедеятельностью в тканях корней бобовых растений клубеньковых бактерий. Они усваивают свободный азот воздуха, превращая его в соединения, используемые растением. В свою очередь, бактерии питаются органическими веществами, вырабатываемыми растением, на котором они поселяются. Таким образом, устанавливается взаимно полезный симбиоз зеленого растения с бактериями. После отмирания бобовых почва обогащается азотистыми веществами. Корни растений разнобразны по форме. У некоторых (георгина, пион, спаржа) они утолщенные, разросшиеся, к зиме з
12 годов назад от АлександрКопылов
0 голосов
Минеральное питание, транспорт и водный режим растений
 
Форум
 
Биологические базы данных
 
С помощью фотосинтеза растения получают из воздуха прежде всего углерод и кислород. Основная масса ассимилятов образуется в листьях , тогда как другая часть элементов в виде водных растворов поступает через корень , с помощью которого осуществляется минеральное, или почвенное, питание. Таким образом создаются два полюса концентраций различных веществ и возникает проблема двустороннего транспорта.
 
Минеральное питание - это совокупность процессов поглощения из почвы, передвижения и усвоения химических биогенных элементов, т. е. элементов, необходимых для жизни растительных организмов.
 
Питательные вещества представляют собой доступные для растений соединения, в которых содержатся эти элементы. Потребность в питательных веществах можно установить, выращивая растения на питательных растворах строго определенного состава. Минеральное питание растений, особенно азотистое, тесно связано с процессами роста и развития и в известной степени (в пределах нормы реакции организма) определяет их интенсивность.
 
Большая часть питательных веществ поступает в наземные растения через корень в форме ионов минеральных солей, в виде их водных растворов. Одноклеточные и водные растения поглощают элементы минерального питания всей поверхностью тела. Механизм поступления ионов в корень сложен. Он связан с их адсорбцией и активным поглощением из почвы, при этом затрачивается энергия. Проникнув в корень питательные вещества дале перемещаются по тканям растения.
 
Существуют два основных направления перемещений больших количеств веществ в растении: транспирационный (или восходящий) ток , т. е. транспорт воды и растворенных в ней питательных веществ от корня к побегам, и ток ассимилятов (нисходящий) , т. е. передвижение выработанных при фотосинтезе веществ из листьев к частям растения, расположенным ниже (ось побега , корень ) и выше (верхушка побегов, цветки , плоды ) ( рис. 72 ) . Такие перемещения осуществляются по специальным проводящим тканям - ксилеме и флоэме .
 
Транспорт ассимилятов - дальний и ближний - всегда сопряжен с затратой энергии. Вначале ассимиляты (глюкоза) из мест их образования проходят по симпласту до клеток-спутниц и окружающих ситовидные трубки паренхимных клеток . В этих клетках сначала происходит превращение глюкозы в сахарозу , которая затем в результате активного переноса "перекачивается" в ситовидные трубки. Дальний транспорт сахаров по ситовидным трубкам осуществляется в виде сахарозы . В местах потребления ассимилятов или отложения запасных веществ ассимиляты переходят из ситовидных трубок и достигают конкретного места назначения по симпластическому пути также в виде глюкозы .
 
Растущие органы и ткани - листья , меристемы - активно притягивают к себе ассимиляты из мест их хранения, а также из закончивших рост листьев.
 
Главный путь дальнего транспорта ионов - транспирационный ток по ксилеме . Для ближнего транспорта в корне используются симпласт и апопласт . Главным фильтрующим барьером на пути ионов в корне оказывается эндодерма с е поясками Каспари . Через эндодерму ионы проникают по пропускным клеткам путем активного транспорта. Переход ионов в сосуды может быть пассивным или активным. В оси побега - стебле - ионы активно извлекаются из сосудов и транспортируются в горизонтальном направлении, в основном по сердцевинным лучам. В листе из окончаний сосудов ионы выходят пассивно вместе с транспирационным током и в течение вегетационного периода могут накапливаться в большом количестве. Часть накопленных ионов (Са и Mg) удаляется вместе с осенним листопадом, другая часть к этому времени из листьев отводится.
 
Основным двигателем транспирационного тока является транспирация , т. е. выделение водяного пара в атмосферу.
 
Главный орган транспирации - лист , испаряющий воду через устьица (устьичная транспирация) . Пары воды по межклетникам мезофилла листа попадают в устьичные полости и через устьичные щели ис
12 годов назад от Ольга Прокопьева

Связанные вопросы